Капролон

ТУ 6-05-988-87

Капролон (полиамид 6) — конструкционный полимерный материал обладающий хорошими прочностными и антифрикционными свойствами; химически стоек к воздействию масел, бензина, спирта, слабых кислот, разбавленных и концентрированных щелочей; нетоксичен, тропикоустойчив.

Выпускается как листовой, блочный, стержневой материал.

Полимерный сплав, капролон, воплощает в себе лучшие свойства резины и пластика; он превосходит другие доступные материалы по способности воспринимать ударные нагрузки без остаточной деформации, по абразивостойкости и по свойству малого набухания в воде. Это эластомер по своей природе, который на ощупь, по виду и по обработке похож на пластик, но с преимуществами самосмазывающего сложного полимера с низким коэффициентом сухого трения, до 0,05 в паре с бронзой или сталью.

Материал капролон используется для гельмпортовых втулок баллеров, подпятников ахтерштевня, судовых дейдвудных и рулевых подшипников, подшипников скольжения механизмов, шестерен, канатных блоков, втулок управляющих тяг румпеля и винторулевых колонок. Низкое трение и самосмазывающие свойства уменьшают усилия поворота руля. Корректировка курса становится более легкой с меньшим запаздыванием. Повышение точности при прокладке курса экономит топливо.

Исключение смазки — снижение расходов. Каждый килограмм смазки, подаваемый в подшипники баллера без уплотнений, рано или поздно попадет в воду (а это есть один источник загрязнения воды). Устранение смазки означает существенное понижение затрат и при строительстве — сокращается число насосов и трубопроводов, отпадает необходимость выполнения в деталях различных сверлений и фрезеровок.

Долговечность: по сроку службы материал капролон превосходит бронзу, нейлон и слоистые пластики, так как менее подвержен действию абразивных частиц в грязной воде. Материал капролон воспринимает ударные нагрузки гораздо легче, чем другие жесткие материалы. Низкий коэффициент трения материала капролон уменьшает износ при трении по деталям. Втулки из материала капролон выдерживают такие аварии на верфи, как падение со стапеля на дно дока.

Вес: удельный вес материала капролон составляет одну седьмую веса бронзы: подшипники из материала капролон снижают вес большого судна на тысячи килограммов.

Втулки из материала капролон обычно монтируются предварительно охлажденные сухим льдом или жидким азотом. Разработанные по расчетным размерам, они легко устанавливаются на место, сокращая трудозатраты и время монтажа в несколько раз, чем при установке бронзовых втулок.

Сокращается время монтажа и потребность в дорогостоящем гидравлическом оборудовании для запрессовки. Исключена возможность заклинивания подшипника при запрессовке. Втулки не имеют фланцев и, следовательно, болтов и шпилек, установка и затяжка которых повышает трудоемкость — прямые и косвенные затраты.

Капролон обрабатывается чисто и не содержит асбеста. При обработке образуется эластичная стружка без пыли или газа. Капролон единственный неметаллический материал, который не содержит асбеста или других опасных для здоровья компонентов, выделяемых при механической обработке.

Подшипники из капролона демонстрируют повышенную стойкость к коррозии по сравнению с металлическими подшипниками. Капролон является изолятором и не участвует в гальванических реакциях.

Указанные свойства предопределяют обширную область применения, капролона как в качестве заменителя цветных и черных металлов и других традиционных материалов (текстолита, резины и др.), так и в качестве самостоятельного конструкционного материала. Капролон подвергается всем основным видам механической обработки на обычных металлорежущих станках. Материал имеет высокую ударную вязкость и достаточную прочность, что является необходимой комбинацией свойств для материалов, предназначенных для защиты транспортных систем. Эти свойства уже были успешно использованы для защиты транспортных систем при перегрузке сыпучих материалов. Материал является очень качественной заменой полиэтилена ультравысокого давления! Стойкость материала к воздействию высоких температур была успешно проверена путем замены ими специальных уплотнений, работающих при температурах около 140 °C, кратковременно до 180 °C.

Применяется:

В судостроении, автомобильной и химической промышленности, в металлургии, в нефтедобывающей промышленности, в сельскохозяйственной технике, в пищевой промышленности.

Технические характеристики капролона (полиамида-6):

Разрушающее напряжение при изгибе не менее 800 кг. с/см2
Разрушающее напряжение при растяжении не менее 800 кг. с/см2
Разрушающее напряжение при сжатии не менее 1000 кг. с/см2
Ударная вязкость не менее 140 кг. с/см2
Твердость по методу вдавливания шарика не менее 17 кг. с/мм2
Допустимая удельная нагрузка не более 50 кг. с/см2
Коэффициент трения по бронзе при смазке водой 0,05 — 0,08
Оптимальная рабочая температура, °С -40° С  + 80°С
Допустимая рабочая тем-ра: при длительной работе +110°С
При кратковременной работе +150°С
Температура плавления 220-225°С
Плотность 1,15-1,16 г/см3
Модуль упругости при растяжении 2000-2300 МПа
Модуль упругости при сжатии 3500-4000 МПа
Предел прочности при сжатии не менее 90 МПа
Предел прочности при изгибе не менее 80 МПа
Твердость по Бринелю 130-140 кг·с/см2
Напряженность работы РхV 15 МПа·м/с
Морозостойкость -50°С
Теплостойкость по Мартенсу